На данный момент самый дефицитный узел для Xantia , XM, BX, т.к. новые, как говорят, уже не производят, а за восстановленные из-за «бугра» просят до 300 евро. А вся проблема в износе пары золотник-корпус. У нового дозатора зазоры и цилиндричность этих деталей в пределах нескольких микрон. В процессе работы зазоры увеличиваются и узел начинает «травить» в обратку и (или) в тормозной контур даже без нажатия на педаль тормоза. Признаками изношенного дозатора являются:
- сильная течь в обратку бачка от тормозного контура
- «шипение» под педалью во время торможения
- частая «отсечка» регулятора давления даже при исправной аккумуляторной сфере
- подтормаживание передних и(или) задних суппортов и , как следствие, отсутствие нормального наката и перегрев тормозных дисков
Ремонту данный узел не подлежит, только замена на нормальный б/у или восстановленный. При этом, желательно проверить узел до установки на автомобиль
Как же работает дозатор?
По сути это гидрораспределитель со встроенным регулятором тормозов заднего контура. Довольно непростой и высокопрецезионный узел. Скользящие золотники разделены двумя пружинками, имеют сложную форму поверхности (череду специальных кольцевых проточек), крестообразные насечки с торцов и протоки внутри. В задней части расположен регулятор давления подающегося на задний тормозной контур. Спереди эластичный резиновый капюшон, через утолщённый и жёсткий верх которого и передаётся нажатие педали тормоза ( кстати, если мембрана капюшона разрушается, то вы обнаружите лужу под ковриком, тогда капюшон можно заменить). Дозатор имеет два входа и два выхода, плюс две обратки в бачок.
На нижеприведенном рисунке 1 показано сечение дозатора в плоскости трубопроводов.
Обратка показана пунктиром только для наглядности, а на самом деле лежит в плоскости перпендикулярной трубкам.
Рис 1.
Давление в тормоза подаётся при осевом смещении золотников. В состоянии покоя контуры тормозов соединены с обраткой , т.е. давление в них отсутствует.
В состоянии покоя золотники показаны на рисунке 1
а) В машине только водитель.
Легко нажимая на педаль тормоза, вы смещаете первый золотник непосредственно, а второй через переднюю пружинку. Он расположен между двумя пружинками и сместится меньше, сжав обе пружинки. При этом контур передних тормозов откроется, а задних практически нет. В этом случае тормозят передние колёса. При отпускании педали давление уходит в обратку.
Нормальное нажатие на педаль тормоза. Вы смещаете первый шток непосредственно, второй шток – клапан до полного сжимания пружинок, третий шток касается второго. Дальше педаль не пойдёт. Пружина в задней камере очень жёсткая. При этом контур передних тормозов откроется на большую величину чем задних. Кроме того в контур передних тормозов подаётся высокое давление от регулятора, а задних – от задней подвески, которое ниже. Передние колёса тормозят сильнее задних. При отпускании педали золотники возвращаются в исходное положение, а давление уходит в обратку.
б) Пассажиры сзади и/или груз в багажнике.
С увеличением загрузки задней части растёт давление в задней подвеске. Через соединительный проток это возросшее давление начнёт воздействовать на поршень третьего скользящего золотника. Он начнёт сдвигаться, сжимая жесткую пружину в регуляторе давления задних тормозов. Чем больше давление, тем больше сжатие пружины и сдвиг третьего золотника. Первый скользящий золотник останется на месте, второй практически не сдвинется – пружинки начнут разжиматься, удерживая его от движения. Это показано на нижеприведенном рисунке 2. Теперь "ход педали" увеличился.
Рис. 2.
Легко нажимая на педаль тормоза, вы смещаете первый золотник непосредственно и на ту же величину что и в случае "а". Второй сместится дальше, чем в случае "а", потому что третий золотник стоит глубже. При этом контур передних тормозов откроется так же, а задних больше чем в случае "а". В контур передних тормозов всегда подаётся высокое давление от регулятора, а задних – от задней подвески, давление в которой теперь возросло. В этом случае тормозят передние колёса и подтормаживают задние.
Нормальное нажатие на педаль тормоза. Вы смещаете золотники до касания между собой. Трубопроводы открываются - давление идёт в контур передних тормозов и возросшее под нагрузкой давление в задней подвеске, через сильнее открытые отверстия - на задние тормоза. Теперь передние тормоза эффективно подкреплены задними.
Это состояние показано на нижеприведенном рисунке 3.
Рис 3.
Длительное сильное нажатие на педаль тормоза. Вы смещаете штоки до касания между собой. Трубопроводы открываются - давление идёт в контур передних тормозов и задних тормозов. Это "экстренное" торможение. При этом машина «клюет» и увеличивает давление на переднюю ось и уменьшает на заднюю. Педаль остаётся нажатой - давление в камере регулятора усилия торможения задней подвески становится равным давлению в протоке смещающем третий шток. Давление уравнивается т.к. жидкость проходит через жиклёр регулировочного винта и поступает в камеру. См. рис. 4.
Рис 4.
Пружина регулятора начинает разжиматься, уменьшая силу торможения задних колёс, предотвращая их блокирование, а давление в переднем контуре не изменится. А в машинах с АБС тормозной клапан подаёт давление на гидравлический блок АБС, который управляет только подачей жидкости (а не величиной давления) на суппорты в случае блокировки колёс. Причём передними по отдельности, а задними вместе – туда идёт одна магистраль.
ФУНКЦИЯ ДОЗАТОРА
Обеспечить торможение передним контуром с постоянными характеристиками и задним в зависимости от нагрузки на заднюю ось.
P.S. Кстати , на техосмотре при проверке тормозов лучше поднять машину в верхнее положение. Тогда давление в заднем контуре возрастает и задние тормоза будут эффективнее.